6.5. Компетенции специально уполномоченных органов - Литература к главе 1


^ 6.5. Компетенции специально уполномоченных органов


Специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды и природопользования, как уже говорилось, создаются и решают главным образом задачи в данной области. Основным специально уполномоченным органом является Министерство природных ресурсов и экологии РФ, полномочия которого определены в положении о Министерстве природных ресурсов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 г. № 404.

В соответствии с этим положением Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию:

в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, объекты животного мира (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, не обитающим на особо охраняемых природных территориях и (или) не занесенным в Красную книгу Российской Федерации) и среду их обитания,

в сфере эксплуатации и обеспечения безопасности водохранилищ, водохозяйственных систем комплексного назначения и гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений),

безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения,

в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения,

а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.

Следует обратить внимание, что в соответствии с Указом Президента «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

Кроме того, Минприроды России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федерального агентства водных ресурсов и Федерального агентства по недропользованию.

Помимо Министерства природных ресурсов и экологии РФ, специально уполномоченными государственными органами (в той или иной степени) являются Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральная служба земельного кадастра России (Росземкадастр), Федеральное агентство по рыболовству и др.

Напомню, что в связи с изданием Указа Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» были упразднены или преобразованы некоторые из этих органов, а также образованы новые федеральные органы исполнительной власти. В соответствии с Указом, в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.


Министерство природных ресурсов и экологии РФ вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере деятельности Министерства, установленной пунктом 1 настоящего Положения, и к сферам деятельности подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств.

Минприроды на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:

порядок формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного надзора, требования, предъявляемые к включаемым в такие дела документам;

требования к составу и содержанию документов, касающихся оценки техногенного воздействия на окружающую среду;

технические нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,

требования по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их обезвреживанию,

порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источников вредных физических воздействий на атмосферный воздух,

перечни вредных (загрязняющих) веществ, перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию;

перечни (кадастры) объектов, в отношении которых должны определяться технические нормативы выбросов;

порядок государственного учета юридических лиц, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также количества и состава выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, видов и размеров вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

порядок выдачи и форма разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ;

методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

правила инвентаризации объектов размещения отходов и правила учета в области обращения с отходами;

критерии и порядок отнесения опасных отходов к классам опасности по степени воздействия на окружающую среду, а также порядок паспортизации опасных отходов;

порядок учета в области обращения с отходами, порядок ведения государственного реестра объектов размещения отходов, а также порядок ведения государственного кадастра отходов;

порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов по размещению отходов;

инструктивно-методические документы по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду;

порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, формы учетной документации по особо охраняемым природным территориям и методические указания по их заполнению, а также порядок публикации кадастровых сведений;

положения о государственных природных заповедниках, национальных парках, государственных природных заказниках, биосферных полигонах государственных природных биосферных заповедников, памятниках природы федерального значения, а также порядок утверждения, использования и охраны символики государственных природных заповедников;

нормативы предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал, а также методы их определения;

перечень вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал;

порядок регулирования численности объектов животного мира (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты);

форма долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира;

инструкция о порядке организации и проведения государственного надзора за работами по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы;

состав и структура документированной информации о состоянии окружающей среды и ее загрязнении, порядок ее комплектования, учета, хранения и использования, а также порядок создания и ведения Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении;

требования к проведению наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением, сбору, обработке, хранению и распространению информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении, а также к получению информационной продукции;

требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду;

таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде;

акты, устанавливающие особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях;

нормативные правовые акты, в том числе обязательные для исполнения методические указания и инструктивные материалы, по вопросам осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, государственной экологической экспертизы, объектов животного мира (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты) и среды их обитания;

формы и содержание представления отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации и в случае необходимости целевые прогнозные показатели их осуществления в области водных отношений и государственной экологической экспертизы;

требования к содержанию, формам отчетности, а также к порядку представления отчетности об осуществлении переданных полномочий Российской Федерации и в случае необходимости целевые прогнозные показатели их осуществления в области объектов животного мира (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты) и среды обитания;

перечень приборов, аппаратуры и других технических средств наблюдений в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, а также в области мониторинга окружающей среды и ее загрязнения

порядок ведения государственного учета и государственного кадастра объектов животного мира (за исключением отнесенных к объектам охоты, не обитающим на особо охраняемых природных территориях и (или) не занесенным в Красную книгу Российской Федерации) и порядок ведения государственного мониторинга объектов животного мира (за исключением отнесенных к объектам охоты, не обитающим на особо охраняемых природных территориях и (или) не занесенным в Красную книгу Российской Федерации);

порядок государственного учета, пополнения, хранения, приобретения, продажи, пересылки, вывоза за пределы Российской Федерации и ввоза в нее зоологических коллекций или отдельных экспонатов;

порядок предоставления юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и физическими лицами, осуществляющими сбор информации о состоянии окружающей среды и ее загрязнении, в Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды указанной информации, а также информации о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают и (или) могут оказать негативное воздействие на окружающую среду;

порядок осуществления государственного мониторинга атмосферного воздуха;

порядок организации и осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга);

порядок выдачи сертификатов, подтверждающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических и технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов, а также сертификатов, подтверждающих соответствие топлива установленным нормам и требованиям охраны атмосферного воздуха;

нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности Министерства и подведомственных Министерству федеральных служб и федеральных агентств, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

организует подготовку и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды.


Кроме того Минприроды осуществляет надзор за правовым регулированием органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросов осуществления переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, государственной экологической экспертизы, объектов животного мира (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты) и среды их обитания с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или о внесении в них изменений.

Таким образом, административное управление в области природопользования и охраны окружающей среды основано на разрешительно-запретительном принципе. Его суть заключается в том, что Минприроды и его органами (или другими уполномоченными органами) устанавливаются лимиты на использование отдельных видов природных ресурсов, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов в окружающей среде и т.д.

Следует обратить внимание, что в соответствии с Указом Президента «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» под функциями по контролю и надзору понимаются:

осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.


В соответствии с Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868, ^ Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.


МЧС России разрабатывает и утверждает:

методики оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций, классификации и учета чрезвычайных ситуаций, типовой паспорт безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

порядок разработки и представления деклараций безопасности потенциально опасных промышленных объектов в пределах своей компетенции.

Осуществляет контроль за созданием локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов; подготовку в пределах своей компетенции заключений по результатам рассмотрения деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов.

МЧС России осуществляет следующие полномочия:

участвует в формировании государственной политики в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации;

осуществляет управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ответственных за обеспечение биологической и химической безопасности Российской Федерации, в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с опасными для населения и окружающей среды биологическими агентами и химическими веществами природного и техногенного происхождения;

организует на постоянной основе совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мониторинг состояния защищенности критически важных объектов, в том числе опасных производственных объектов, техногенные аварии на которых могут создать чрезвычайные ситуации биологического или химического происхождения;

организует во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, государственными академиями наук разработку единых для страны комплексных методик оценки защищенности критически важных объектов биологического и химического профиля, а также показателей риска в случае ввоза на территорию Российской Федерации опасных в биологическом и химическом отношении грузов;

обеспечивает с участием Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору создание системы мониторинга окружающей среды в районах расположения критически важных объектов для оценки и прогнозирования возможных зон загрязнения (поражения) опасными патогенами, экопатогенами, ксенобиотиками и суперэкотоксикантами при возникновении чрезвычайных ситуаций на этих объектах, сопряжение этой системы с едиными дежурно-диспетчерскими службами, локальными системами оповещения и силами реагирования на уровне объекта и территориальном уровне.


^ Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 мая 2005 г. № 303, утвердившем Положение о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности РФ, осуществляет следующие полномочия:

обеспечивает биологическую и химическую безопасность населения Российской Федерации и организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти в области биологической и химической безопасности Российской Федерации;

организует работу по формированию государственной политики в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации;

осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, направленное на снижение негативного воздействия опасных биологических агентов и химических веществ на здоровье людей и окружающую среду;

участвует в подготовке проектов федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации о технических регламентах, устанавливающих требования к биологической и химической безопасности объектов технического регулирования.


^ Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз) осуществляет следующие полномочия:

осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере обеспечения ветеринарного и фитосанитарного благополучия, направленное на снижение негативного воздействия опасных биологических агентов и химических веществ на сельскохозяйственных животных, растения и среду их обитания, а также на сельскохозяйственное сырье, продукцию сельскохозяйственного производства, пищевой и перерабатывающей промышленности;

обеспечивает защиту сельскохозяйственных животных и растений от опасных биологических агентов и химических веществ.


^ Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны) осуществляет следующие полномочия:

участвует в формировании государственной политики в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации и устанавливает совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти требования к средствам защиты от опасных биологических агентов и химических веществ;

обеспечивает защиту Вооруженных Сил Российской Федерации от опасных биологических агентов и химических веществ, а также защиту материально-технической базы от экопатогенов природного и техногенного происхождения;

организует по запросам федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации санитарно-противоэпидемические и другие мероприятия в очагах биологического и химического заражения;

поддерживает в необходимой готовности части и подразделения радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил Российской Федерации для использования в кризисных ситуациях;

организует функционирование в Вооруженных Силах Российской Федерации единой системы выявления и оценки масштабов и последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных биологическими агентами и химическими веществами техногенного происхождения;

проводит оценку внешних и внутренних источников биологических и химических угроз биосфере и объектам техносферы и представляет в установленном порядке предложения по их предупреждению и ликвидации, включая предложения по противодействию разработке, приобретению, производству и накоплению биологического и химического оружия другими государствами.


5906204396657996.html
5906267436709277.html
5906378072177134.html
5906549548189882.html
5906623612124483.html